суббота, 14 ноября 2009 г.

1. МАСАДА И МЕРТВОЕ МОРЕ: СВЕРХУ ВИДНО НАШЕ ВСЁ


…Мне снится Израиль… Теперь он всегда мне будет сниться, как регулярно снятся закоулки Монмартра, финские леса в озерах, многоцветные лавовые поля Исландии, канадские горы и водопады, камчатские гейзеры, петербургские и московские переулки и площади, римские развалины и фонтаны, испанские бескрайние равнины, пустыни, горы, моря и океаны многих континентов…

***

Израильская пограничница: - Цель Вашей поездки?
Я: - Туризм, посмотреть...
ИП: - А где Ваш муж?
Я (обалдело): -... В Финляндии...
ИП: - А почему не с Вами?
Я: -...Работает, надо же кому-то иногда...
ИП: - А дети Ваши где?
Я: - ...В России...
ИП (почему-то обрадовано): - И Вы не можете их посещать, да?! Вас, что, не пускают в Россию?
Я: -...Пускают... Я их посещаю раза два в год, и они меня... Да они взрослые... Живут они там... У меня внуки уже... Но при чем тут...
ИП (ставя визу в мой финский паспорт): - А друзья у Вас в Израиле есть?
Я: - Есть, по Интернету...
ИП (пригорюнившись и подперев подбородок левой рукой, одновременно правой протягивая паспорт): - Бедная: ни мужа, ни детей, ни друзей... А я вот без мужа или без детей никуда никогда не выезжала!..
Я (задумчиво забирая паспорт): - Люди разные...
ИП (энергично кивая): - И не говорите, такие разные... Всего доброго, приятного визита в Израиль.
Я: - Благодарю.

Многа букаф, но… в действительности весь наш англоязычный диалог занял всего пару минут.

***

Предупреждение во избежание недоразумений:
Господа, я НЕ буду в своих постах касаться истории тех или иных мест, поскольку это сделали гораздо более талантливые люди от столба и до обеда Библии и Иосифа Флавия до наших дней, а если о чем-то историческом и упомяну, то только в контексте описания моих личных впечатлений. Также хотелось бы подчеркнуть, что все мои оценки – «понравилось – не понравилось», «вернусь – не вернусь» - проставлены постфактум, а если б я не побывала на этих экскурсиях и в данных местах, то обязательно поехала бы.

Как иначе определиться-то? Существуют экскурсии для христиан, мусульман, иудеев, бахаев, интересующихся иудейскими древностями, античностью или крестоносцами – и перед вами предстает совершенно разный Израиль. Я же ставила своей задачей посмотреть немножко отовсюду, мне все было интересно, и поставленную задачу выполнила - но понравится все, естественно, не могло…

День 1, четверг, 27.03.08


Сначала о быте, но – скоро воспарю, обещаю…

Сразу после посадки в автобус на Масаду гид предупреждает вас, что обильно завтракать не стОит – поскольку сначала вы подниметесь на 900 м над уровнем моря, а потом опуститесь на это расстояние плюс еще на 400. Так что к рекомендациям гида в этот раз (да и вообще, хоть и с фильтровкой) имеет смысл прислушаться. И обязательно – кепка, очки от солнца и крем против загара на все неприкрытые места, а у кого проблемы с ушами – наушники, чтоб не надуло. И пить, пить, пить!..

С перерывом на завтрак на заправке (чтобы не давиться в очереди захватите с собой пончик, купленный накануне) туристов везут на автобусе с кондиционером по интереснейшим и красивейшим историческим местам и рассказывают понемножку из древней и новейшей истории. Затем завозят на косметическую фабрику, где читают лекцию о производимой продукции и продают ее со скидкой.
Лично я не покупаю никакой косметики, кроме Виши, которая мне, как ни странно, подошла, - у меня аллергия на все про все, в т.ч. и на детский крем. Но есть и рациональные соображения: ну, купите вы эти средства, ну, предположим, морщины у вас чудесным образом все разгладятся, а через месяц панацея закончится и что тогда?..



По дороге в нескольких местах вы увидите, что такое Палестинская Автономия – дома без единого кустика за решеткой, и детей и взрослых, для прикола бросающих через нее на дорогу мусор и камни. - Вот это она и есть.

Выясните, кто такие бедуины, хотя навряд ли с такого расстояния сможете разглядеть глаза пасущих овечек бедуинок: мужчины сидят дома в сарайчиках типа шатер, а у большинства женщин кроме глаз все закрыто.



Часть туристов завозят на пляж, другую часть в грязевые лечебницы, и на этих остановках можно посмотреть, как выращивают финики – обратите внимание на трубочки для полива каждой пальмочки, забота кажется трогательной, но все в то же время - оч. практично: иначе не вырастет. (Кстати, экскурсовод в тщетной надежде, что удастся уговорить весь автобус поехать на грязи и пляж, а самому отдохнуть, будет воодушевленно расписывать их действительные прелести, но не поддавайтесь – Масада круче!)



В конечном итоге на Масаду, куда для экономии сил и времени экскурсанты поднимаются на фуникулере, остается час с небольшим… Но и в этом случае экскурсия стоит того, чтобы на нее поехать, ибо это будет поистине незабываемый час.




Вглядитесь в мои жалкие любительские попытки заснять… метафизическую, этическую и эстетическую причины величественнейшей трагедии, которая случилась в 73-74 г.г. н.э., когда защитники Масады выбирали между смертью и несвободной жизнью не столько для себя (римляне бы их все равно не пощадили), но для своих жен и детей, и выбрали смерть, уничтожив себя и близких. Да, они были другими, их нравы были иными, но… при всем при том – во всех спорах в этом вопросе я за них, хотя не уверена, что смогла бы сама поступить так, что хватило бы сил даже на саму себя, - но мне хочется в это верить…




У них была вода - вам покажут и расскажут про систему горных водоводов, построенных при Ироде Великом, еда - даже иродовы запасы прекрасно сохранились 80 лет в пустынном климате – и… вот эта вот величественная красотища вокруг крепости, построенной им же. Они были очень высоко и близко к Богу…


И… все потерять, чтоб стащили за ноги да за волосы, чтоб погнали вниз на веревке, как стадо, - вот ОТСЮДА?! Ладно еще из лесу, из болота, с низины, поля или пустыни, где скудость жизни, но есть надежда, что в будущем что-то как-то должно же образоваться, и, может, дети убегут, прорвутся к лучшей жизни и свободе, внуки, правнуки… Но с ВЫСОТЫ людям, которые ни в чем физическом не нуждаются, кажется совсем иначе – нет, только не это, не плен.
Уверена, что никакая это не гордыня, смертный грех, но так поступить как раз нормально для развитого человека, наоборот же – дико и непонятно. Мне.



Что ж, есть множество иных примеров, когда люди кончали с собой, предпочитая несвободе смерть, чем же этот-то конкретно так впечатляет? Я бы сказала – совокупностью причин и обстоятельств.
И тем, что понимаешь это именно на месте, скорее даже не понимаешь, а чувствуешь всем телом, обдуваемым ветрами Иудейской пустыни. В Масаде…



…Ну, а теперь еще пару слов о земном. Что еще мне в Масаде понравилось, так это честность археологов, хранителей и реставраторов парка-музея. Видите эту черную линию на фотографии? Так вот то, что до нее – в таком виде сохранилось к моменту образования музея с тех времен, а то, что выше – восстановлено, чтобы представление о крепости и жизни в ней у туристов складывалось более наглядное. Так и надо, мне кажется – дурить-то некрасиво же…



Оч. надеюсь еще раз в Масаде побывать уже без экскурсии, чтоб подольше там в одиночестве нога за ногу побродить, спокойно ветер послушать… Правда, как осуществить – не знаю: рейсовый автобус туда ходит, но как-то страшно его ждать на жаре, машину я не вожу… Думать надо.
А кто еще не был, посоветую – может, лучше первый раз с экскурсией, чтоб не прикладывать много усилий и меня не ругать за ложную наводку – мало ли, вдруг не понравится, люди ж разные…

После посещения Масады вам дают полтора часа на обед и купание в Мертвом море (вполне достаточно – поскольку плавать низя, и долго находиться в воде тоже, а загорать – только смыв с себя соль и недолго). Обычное туристическое желание - подцепить со дна моря катышок соли на память, но ни в коем случае не набрызгайте себе в глаза: пальцами ноги – и в руку.



На обратном пути вас завозят на ужин в кафешку, туалет там платный и чистый, а владелец фанатеет на Элвисе Пресли (в дальнейшем это место я во избежание повторов упоминать не буду, хотя ВСЕ маршруты в сторону Иерусалима включают ее в свою программу).

…Будучи под впечатлением экскурсии и чтоб размяться после сидения в автобусе, решила я проигнорировать рейсовый автобус до отеля и пойти пешком. Усталость куда-то подевалась, поскольку мое несчастное тельце, вероятно, совсем перестало соображать, что к чему – сначала в «сауну» засунули, потом целиком в «соль для ног», а теперь за что-то вазюкают в холодном воздухе (весной к вечеру весной сильно холодает, так что берите теплую куртку, повяжите ее на бедра, да и все – чай, не на приеме у английской королевы!). По дороге увидела множество цветущих деревьев, заценила экологическую идею помойки для бутылок (все же пьют воду постоянно, а куча бутылок в желтой клеточке смотрится вполне экспрессионистски) и… даже нашла родную улицу «Хельсинки».



_____________________________________________
_____________________________________________

Все мои посты про Израиль:

1. Израиль для безлошадных индивидуалов с хлипким здоровьем и обозримым бюджетом: Общие впечатления от самолета, отеля, экскурсий. Немножко рекомендаций.Таможня, экскурсия, еда, шаббат.
2. Израиль... Массада и Яффо: сверху видно наше фсё. Дни 1 и 2
3. Израиль... Кейсария, Хайфа, Акко. Время собирать камни. День 3
4. Израиль… в котором нет воды: дорога от Храма: Галилея иудейская и христианская. Дни 4 и 6
5. Израиль… Одинокий Иерусалим: зачем ехать, греки православные, правоверный мусульман, девушка с... День 5
6. Израиль… Иерусалим - вокруг отсутствия Храма - трех религий. День 7
7.1. Израиль… Тема для медитации: сталактитовая пещера Сорек, заповедник Авшалом - тока пикчи, ей-бо
7. 2. Израиль… Иерусалим подземный, монастыри вокруг и три с половиной мысли. Дни 8 и 10
8. Израиль: праздник мыльных пузырей и пустыня Негев. Дни 9,11 и 12
***
Вкратце об отношении Израиля к проблеме захвата террористами заложников: имидж страны:
Евреи как люди, нация и государство (заметки по ходу знакомства с еврейской историей)
Израиль: соблюдающие не похожи на нас с вами – у них обрядов больше
Как нам обустроить палестинскую проблему: о правилах приличнного поведения туриста в Израиле
__________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий